Издается с 2013 года по инициативе Национального Агентства вина Грузии

 

        

 

08 июля 2013

Грузинские минеральная вода и вино возвращаются (видео)

Специальный репортаж Павла Фёдорова

08.07.2013.
- Давно вы пробовали грузинскую Хванчкару, это было очень давно. Вы примерно знаете вкус настоящей Хванчкары.

Они возвращаются. Грузинские вина медленно, но верно двигаются в сторону российского рынка. Эмбарго снято, но объемы и сроки первых поставок вынуждают соотечественников ждать. В самой Грузии утверждают - известные винные бренды россиянами не забыты.

- Из года в год количество туристов только увеличивалось. Тенденция была задана сразу после экономических санкций со стороны Москвы. И наибольшей популярностью - по словам гидов - пользуются как раз экскурсии на винные заводы и в дегустационные шоу-румы.

- За лубов. Этот тост контрольный. Прошу оценить. Пьем до дна.

Не было ни одного случая, чтобы россиянин в Грузии не приобрел продукцию местных виноделов. По максимуму. А количественный предел опять-таки устанавливает Россия.


Елена Батиашвили  (тургид Caucasus Ttravel)

Ну, много нельзя, потому что не разрешается на границу. С нашей стороны так проблем нет, а на границе России проблема есть. Поэтому... Больше пяти бутылок нельзя проносить на границу.

- Ну хотелось бы, говорят, что хотелось бы?

- Говорят, что очень хотелось бы больше. Здешнее вино отличается от других вин и очень нравится туристам.

- Встречайте. Во всех магазинах страны. Боржоми. Возвращение легенды.

Еще одно возвращение семилетия - Боржоми. Производители минеральной воды на российский рынок возлагают большие надежды. Чтобы напомнить о продукте старшему поколению, а младшему о Боржоми и вовсе заявить, на предприятии планируют агрессивную маркетинговую кампанию. Традиции, польза, и мода - три кита, которые будут продвигать минеральную воду.

Источники минералки были обнаружены более тысячи лет назад - это определили по каменным ваннам, датируемым первым тысячилетием. В 1829 году на источники наткнулись солдаты херсонского полка. И, спустя десятилетия, Боржоми стали производить в промышленных масштабах.

Павел Фёдоров (корреспондент)

Знаменитая долина Боржоми. Именно здесь природа производит известную на всем постсоветском пространстве минеральную воду. Здесь же ее, кстати, и разливают. Например, вот это - самый первый завод по розливу минеральной воды в бутылки. Он был построен по приказу царя в 1890 году. А уже к 1909 году было продано почти 9 миллионов бутылок. Сейчас, конечно, у грузинских производителей другие объемы и производства и сбыта. Однако, они не устают повторять - когда в России вступил в силу запрет на ввоз Боржоми, они потеряли 60% своего рынка".

И вино, и минеральную воду в 2006 году запретил Роспотребнадзор. Многие эксперты тогда говорили, что экономические санкции - результат напряженных политических отношений двух стран.

Официально эту версию никто не подтверждал. А главный санитарный врач России Геннадий Онищенко настаивал - низкое качество продукции made in Georgia - единственная причина закрытия отечественных границ для вина и Боржоми.

Цитата Онищенко: «К сожалению, несмотря на все высказываемые мною надежды, я вынужден приостановить действие разрешительных документов на ввоз и реализацию воды "Боржоми" на территорию Российской Федерации. Это мое решение вызвано прежде всего тем, что за последние дни выявлены партии фальсифицированной воды. Эта вода, заявленная в сопроводительных документах и разлитая в бутылки, по показаниям лабораторных исследований не может быть разрешена к реализации».

Та же причина и у запрета вин. Но в отличие от производителей минеральной воды, утверждающих, что качество Боржоми неизменно уже несколько десятилетий, некоторые виноделы подтверждают, что поставляли в Россию продукцию не заявленного качества. Тогда они сделали приоритетными рынки Европы. И все лучшее доставалось старому свету. Ожидали, что брендовые названия грузинских вин для российского потребителя окажутся важнее сомнительных вкусовых характеристик напитка. Впрочем, и некоторые виноделы России причастны к потере репутации своих грузинских коллег.

Павел Шапкин (председатель Национального союза защиты прав потребителей)
«Тогда все-таки грузинские виноделы были избалованы большим вниманием российского рынка и большим объемом. Вина просто физически не хватало, а спрос был. Поэтому, к сожалению, многие импортеры-виноделы позволяли себе не очень качественное вино, прямо скажем, даже низкого качества. К тому же многие российские виноделы здесь подделывали под грузинские бренды, уже на территории России».

Объемы действительно впечатляли. До введения эмбарго Грузия поставляла в Россию 50 миллионов бутылок вина ежегодно. При том, что общий показатель экспорта был всего на 9 миллионов больше. Сейчас ситуация другая - при суммарных объемах производства в 150-180 миллионов бутылок в год, на экспорт идут 25 миллионов. Подавляющее большинство - в страны СНГ. В существующих условиях грузинские виноделы планируют увеличить продажи вина за рубеж на 10 миллионов. Именно столько бутылок, по прогнозам, будет поставлено в Россию до конца года.

Грузинские производители Геннадию Онищенко даже благодарны. Своим запретом Роспотребнадзор переориентировал бизнес под современные условия - концентрироваться на одной стране-экпортере было ошибкой - констатируют местные предприниматели. После закрытия рынка России, продукцию стали активно продвигать в другие страны. Да так, что не только догнали показатель экспорта в Россию, но и перегнали его.

Заза Киквадзе (генеральный директор  IDS Borjomi Georgia)
«Мы смогли найти в себе силы, чтобы выйти из этого кризиса. И смогли диверсифицировать продажи в других странах. Могу сказать одно: в 2012 году мы смогли не только преодолеть этот кризис, но уже смогли продать на 35% продукции больше, чем это было до запрета. Могу одно сказать... Есть такой пословица: то, что не убивает, ставит вас сильнее».

Сейчас Боржоми поставляют в 40 стран мира. Помимо всего СНГ, воду знают в Германии, Великобритании, Китае, и даже Японии. Россия стала 41.

Производители обещают - стеклянная бутылка Боржоми в пол-литра будет стоить в районе 60 рублей. Это окончательная розничная цена. Ритейлеры признают - стоимость выше аналогичных товаров. Производители, в свою очередь настаивают на уникальности Боржоми и оправданности цены. Российских потребителей, впрочем, стоимость не пугает. Говорят, что грузинскую минеральную воду купят хотя бы раз. Чтобы сравнить или поностальгировать.

- Да мы хотим попробовать не только грузинские вина, но еще и минеральную воду, которую они возвращают.

- Даже если брать Vittel или Evian, то Боржоми, считаю, самая нормальная.

- Периодически даже в аптеках появляется какая-то вода. Я не знаю, настоящая это Боржоми. Во всяком случае, я вижу издалека, этикетка как в старину Боржоми с красными вкраплениями. Будем пить. Если будет настоящая опять же. Еще бы знать. Кто-нибудь бы дал гарантию, что будет настоящая.

Гарантию, что контрафакта не будет, дает генеральный директор компании Боржоми Russia Александр Жаданов. Производители учли опыт, вложились в безопасность. Уникальный цвет этикетки - он называется грузинский зеленый, и бутылка с оленем. По местной легенде именно это животное, стукнув копытом, открыло источники минеральной воды. Но и это еще не все уровни защиты современного Боржоми.

Александр Жаданов (генеральный директор  IDS Borjomi Russia)

«На все стекольные заводы нами разосланы письма, в которых указано, что правообладателями именно этой формы бутылки с оленем являемся только мы. И ни один стекольный завод не захочет совершать противоправные действия, поскольку это уголовно наказуемо. Алюминиевая пробка с пластиковым колпачком. В мире всего две компании производят такую пробку. С обеими компаниями мы работаем. Если кто-то вдруг захочет купить аналогичную пробку, о любых поставках нам будет немедленно сообщено. Поэтому, пробку, тоже самое, никто не купит, чтобы мы не узнали».

Сейчас у Боржоми 22-ве скважины. Зарождение воды происходит на глубине 8 километров. Жидкость самоизвергается - то есть производитель не использует насосов для ее накачки. Температура у поверхности Земли - 70 градусов по Цельсию.

Контракты с крупнейшими российскими ритейлерами на поставку воды уже заключены до сентября включительно.

Александр Жаданов: «На сегодняшний день мы уже в России растаможили и продали порядка 2 млн бутылок. У нас... Чтобы вы понимали ситуацию, на сегодняшний день, у нас есть контракты практически со всеми федеральными сетями, с многими региональными крупными сетями - по локальным брендам. Поэтому, для того, чтобы Боржоми появился в этих сетях, нам не нужно заключать новый договор. Нам необходимо всего лишь расширить матрицу присутствия».

В компании обещают, что будут контролировать всю цепочку поставок - от завода до прилавка. Планируют, что вода будет и на прилавках аптек. Вода же ЛЕЧЕБНО-столовая. При этом, цена в аптеках будет та же - около 60-ти рублей в стекле, и чуть дешевле в пластиковой бутылке.

А вот финальную цену на вина производители не называют - все зависит от рынка, вида самого напитка, и даже урожая. Причем, грузины кивают в сторону России - увеличению стоимости бутылки вина будут способствовать и таможенные пошлины, и логистические составляющие. Например, железнодорожное сообщение между странами функционирует еще не в полном объеме. А прямые авиарейсы осуществляют только два перевозчика.

Зураб Чхаидзе (генеральный директор компании "Кахетинское Традиционное Виноделие" KTW)

«Я думаю, что учитывая транспортные, таможенные расходы, логистика, думаю, что на полке будет с десяти , где то есть премиальные классы у нашей компании 40-45 долларов максимум. Это премиальный класс. А те знакомые сорта с 10 до 20 долларов на полке».

Впрочем, рассчитать российскую цену грузинской бутылки вина все же можно. При себестоимости в 300-350 рублей, учитывая все дополнительные затраты, бутылка обойдется покупателю от четырехсот до восьми сот пятидесяти рублей. При этом самое дорогое - Хванчкара. Оно и в Грузии не дешевое. Урожая специального сорта винограда с каждым годом все меньше. В прошлом году собрали только 650 тонн.

Проверку Роспотребнадзора прошли 36 производителей. Один завод добро российского ведомства не получил, еще два сами отказались - у них не значительные объемы производства. В итоге, на российский рынок попадет около 200 видов грузинского вина.

Более того, в Россию стремятся и те винопроизводители, которые никогда не были представлены в стране. Например, это - производство в Мухрани. В советское время эти виноградники были заброшены и почти уничтожены. Вторую жизнь предприятие обрело в 2003 году. За объемами не гонятся - все вина сегмента лакшери, потому и задачи завоевать весь российский рынок нет. Самая дорогая бутылка - 62 лари. Это больше одной тысячи двухсот рублей.

В российских торговых сетях пока с настороженностью дают прогнозы по продажам - винный сегмент уже сформирован, и назвать его легкоперестраиваемым нельзя.

Леонид Гутин (директор по управлению ассортиментом розничной сети «Дикси»)

«На первом этапе не жду каких-то феерических продаж от грузинских вин. Ни у кого, ни в одном формате. Я думаю, в первую очередь, тот спрос начиная с 2006-2007 года, он обрел какую то структуру. И людям будет не совсем просто. И не совсем быстро они переключатся на какие-то вещи. Все привыкли к определенным покупкам и, скорее всего, это будут покупки ради интереса».

Сейчас, российские потребители в основном пьют вино отечественных производителей. Более половины покупок в винной корзине приходится именно на них. Далее по убывающей - Франция, Италия, Молдова, Чили и Аргентина. Эксперты отдают грузинским виноделам одно из последних мест. По прогнозам они смогут завоевать не более полутора процентов рынка вина.

Георгий Кикнадзе (заместитель генерального директора компании "Кахетинское Традиционное Виноделие" KTW)

«Мы не ставим задачи количественного насыщения росс рынка. Это просто невозможно на сегодняшнем этапе развития сельского хозяйства Грузии, удовлетворить в количестве желания потребителей приобретать и потреблять этот продукт. Но то, что мы можем гарантировать - то это качество продукта, к которому нет и не было нигде нареканий».

Экспертные оценки сходятся и с пулом РБК-ТВ. Суммарный результат нашего опроса 1 к 3. Только каждый третий готов купить грузинское вино.

- Я очень рада, что наконец-то вернутся грузинские вина. Потому что в свое время перед тем, как их запретили, я их очень любила.

-Честно говоря, я не доверяю грузинским винам после этого скандала. Но если Роспотребнадзор уделит должное внимание, то все будет хорошо. Конечно, это дорого. Качество оправдывает все.

- Я думаю, для начала, конечно, пониже цена, а потом как начнет. Мы войдем во вкус - поднимется. Обычно для начала делают пониже цену и лучше качество, а потом уже завлечь, завлечь.

- Они очень дорогие были, даже до того, как их запрещали. То есть неинтересно по цене и качеству.

И, несмотря на это, на Украине, в Казахстане и на других стратегических для грузинских производителей рынках, поставок вина в Россию ждут с опасением. Грузия планирует только на первом этапе поставлять по 10 миллионов бутылок в год. При этом, объемы производства у виноделов остались неизменны. Острого дефицита, конечно, не будет, но продукция для украинцев или казахов может подорожать.

На той же Украине запрета на продукцию из Грузии никогда не было. Эксперты говорят, что несмотря на то, что российский рынок больше, а соответственно, и финансовосостоятельней, покупатели, например, в Киеве и в Москве ведут себя одинаково. Братья-славяне говорят, что за последние годы спрос на грузинское вино пусть и стабильный, но не растет. Тут тоже сильная конкуренция винопроизводителей из других стран.

Дмитрий Кириленко (Национальный менеджер на Украине компании «Кахетинское Традиционное Виноделие» KTW) 

«Спрос увеличивался у тех производителей, которые понимали, что деваться им больше не куда. И украинский рынок стал для них приоритетным. Поэтому в алкоголе, в целом, в Украине за последние годы сложилась такая тенденция, что не крупный поглощает маленького, а быстрый поглощает медленного. Вот тот, кто был быстрым, получил свои весомые результаты в Украине и смог в дальнейшем развивать свои бренды. Тот, кто был медленным, тот, кто долго принимал решения, тот проиграл».

Производители Боржоми успокаивают - их объёмов производства хватит на всех. 30 миллионов бутылок будет поставлено в Россию до конца года - заверяют в менеджменте Боржоми. Хватит запасов и у природы. Сейчас ресурс освоен только на 65%. Да и модернизация на крупнейшем в Грузии заводе минеральной воды - а здесь работают порядка семи сот человек - почти уже вошла в привычку у менеджмента. Недавно вот опять установили новое оборудование. Немецкая компания выиграла тендер. Да и новый конкурс не за горами - завод планирует расширяться.

Леван Багдавадзе (первый заместитель генерального директора IDS Borjomi)
«На данный момент, мы производим 200 млн бутылок в год. Сейчас у нас продажи увеличиваются не только в России, исходя из возвращения российского рынка, но и наши стратегические рынки тоже растут. Так что мы вынуждены на данный момент как бы распределять между всеми продукцию. Но вот, начиная со следующего года, таких проблем у нас не будет. Мы уже закупаем дополнительно три линии совершенно новых.

Бизнес, конечно, бизнесом, но грузины настаивают и на многолетней дружбе народов. Говорят, она так же должна поспособствовать продвижению товаров на российском рынке. Политический аспект грузины предпочитают не затрагивать. Говорят, нужно выждать время, чтобы и эти разногласия разрешились. Как с эмбарго. При этом, деликатно умалчивая, что открытие границ для грузинской продукции - было одним из условий Тбилиси для вступления России в ВТО.


Грузинские минеральная вода и вино возвращаются

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...