Издается с 2013 года по инициативе Национального Агентства вина Грузии

 

        

 

04 мая 2014

Виноделы Грузии трезвы, хотя россияне жадно пьют

04.05.2014. Россия вновь стала главным рынком сбыта для Грузии. Объем экспорта грузинского вина в Россию превысил даже самые оптимистичные прогнозы.

Однако то, что большая часть грузинских вин отправляется в Россию, стало основанием не только для оптимизма, но и для опасений повторения прошлых ошибок со стороны грузинских производителей.

Возвращение грузинской продукции в Россию - одно из оснований для гордости грузинского правительства, которое после победы на парламентских выборах в Грузии 2012 года обещало вести конструктивную политику для нормализации отношений с Россией.

Еще год назад как с российской, так и с грузинской стороны звучали довольно скромные, а порой и пессимистичные прогнозы относительно места, которое смогут занять грузинские вина по возвращении в Россию после семилетней паузы.

Но показатели поставок грузинских вин в Россию оказались вдвое выше, чем предполагалось. По данным Национального агентства вина, в прошлом году в Россию было экспортировано около 23 миллионов бутылок. Таким образом, Россия стала крупнейшим экспортным рынком для грузинских виноделов.

"Открытие российского рынка, я думаю, имело только позитивный эффект. Это – новые инвестиции, открываются новые винзаводы, и появляются новые виноградники", - говорит в интервью Би-би-си председатель Национального агентства вина Грузии Леван Давиташвили.

Но в то время как в Национальном агенстве вина говорят о росте объемов винного экспорта, многие опасаются, что высокий спрос на грузинское вино в России может негативно отразиться как на качестве, так и в целом на винном секторе Грузии.

Триумфальное возвращение

По данным Национального агентства вина, в первом квартале 2014 в целом Грузия экспортировала более 15 миллионов бутылок вина, что на 243% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года.

При этом на долю России приходится 71% грузинского винного экспорта.

Но, несмотря на статистические показатели, грузинские производители заявляют, что они не намерены концентрироваться лишь на поставках в Россию и продолжат работать по всем направлениям.

По словам директора по экспортным продажам и маркетингу в компании Schuchmann Wines Georgia Екатерины Джавахия, несмотря на позитивный эффект от открытия российского рынка, политика компании не изменилась.

"У нас изначально были планы не быть зависимыми от какого-либо рынка, поэтому наши планы не поменялись, они остаются прежними – быть везде, где возможно и достучаться до всех дверей, в которые возможно", - говорит Джавахия.

Компания начала поставлять свою продукцию в Россию с сентября прошлого года и пока нет планов по резкому увеличению производства, говорит Джавахия.

"У нас есть ресурсы, чтобы не переориентироваться с какого-то рынка... Кроме того, европейский рынок отличается от рынка СНГ, потому что там спрос больше на полусухие и сухие вина, а в странах СНГ доминируют полусладкие вина", - говорит Джавахия.

В компании "Тбилвино", которая экспортирует 95% своей продукции, подготовка к открытию российского рынка началась заранее.

"Когда нам стало известно еще в начале лета прошлого года, что российский рынок откроется, мы начали подготовку с точки зрения увеличения наших производственных мощностей и мобилизовали необходимые финансовые средства для приобретения дополнительного винограда во время урожая в сентябре-октябре прошлого года, чтобы создать необходимые запасы для удовлетворения спроса, - говорит директор и соучредитель компании Георгий Маргвелашвили. - Реальные итоги и первоначальный спрос в России намного превысил те прогнозы, которые делались экспертами".

"Тбилвино" начало поставки своей продукции в Россию с августа прошлого года, и доля российского рынка в общих продажах за прошлый год не превысила 15-16% общих продаж компании.

В первые четыре месяца этого года доля российского рынка составила уже около 25%.

"Наша цель в том, чтобы продажи в России не превышали 25-30% от наших общих продаж, потому что мы все ещё чувствуем некие риски, связанные с этим рынком, политические и экономические, и нам бы не хотелось быть излишне зависимыми от этого рынка ", - отмечает Маргвелашвили.

Онищенко сделал рекламу

По данным Федеральной таможенной службы России, в первом квартале этого года в общем объеме импорта грузинские вина получили 14% и оказались одними из самых продаваемых импортных вин в России, уступая лишь французским и итальянским винам.

По словам директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадима Дробиза, перед возвращением грузинского вина в России был сформирован позитивный образ этого продукта, причем "устами тех же самых лиц, которые до этого в течение шести лет его ругали".

"Семь лет грузинского вина не было на российском рынке. При этом количество ругавших грузинское вино было во много раз меньше, чем людей, которые помнили о нем хорошее и достаточно высоко его оценивали, - говорит эксперт.- То, что многие эксперты говорили, что здесь связь с политикой и именно по политическим мотивам грузинское вино отсутствовало в России. Это в какой-то степени снижало возможность негативного отношения... целый год шла, фактически, рекламная кампания по созданию позитивного образа грузинского вина, причем руководил этой кампанией сам господин Онищенко, потому что он в течение последнего года до поставок вина говорил, что и качество появилось и многое-многое другое".

По предположению эксперта, сегодня грузинское вино продается примерно в 30% магазинов России и сейчас идет процесс насыщения товаропроводящей цепочки. При этом грузинское вино сегодня в России стоит гораздо дороже, чем до введения запрета на эту продукцию в 2006 году, отмечает эксперт.

"Если в 2006 году большая часть грузинского вина продавалась в пределах 180 рублей на полках, то сегодня основная масса стоит от 300 рублей и выше... То есть, фактически, грузинское вино перешло в другую, более высокую ценовую нишу, где объем самой продукции значительно меньше, - говорит Дробиз. - По итогам первого квартала стало ясно, что не исключено, что в Россию будет поставлено около 30 млн бутылок вина в этом году. Даже если из них будет продано 20-25 млн бутылок в розничной торговле, это даже выше тех 50 млн бутылок, которые продавались в 2006 году, так как они дороже".

При этом эксперт отмечает, что за семь лет запрета грузинского вина многое поменялось и в самой России, так что грузинским винам на российском рынке теперь придется конкурировать не только с винами дальнего зарубежья, но и с винами российского производства.

"Плохой сон Путина"

В Национальном агентстве вина надеются, что грузинскому вину удастся удержать свои позиции на российском рынке.

"Мы уже можем говорить о какой-то тенденции и о статистике, потому что это продолжается несколько месяцев, начиная с прошлого года, так что это не временный бум – это точно, - говорит Давиташвили.- Я думаю, что достигнут максимальный спрос на грузинское вино в России. Если мы сохраним эти позиции – это уже хорошо для нас. Может быть, будет рост, но не очень большой".

С такими прогнозами согласен и эксперт по виноделию Георгий Барисашвили. По его словам, в России любят и помнят грузинское вино, поэтому можно ожидать укрепления позиций этого продукта на российском рынке.

"Правда, жаль, что Путин в один прекрасный день может увидеть плохой сон и российское эмбарго повторится", - говорит эксперт.

Между тем, по его словам, риск того, что качество экспортируемого в Россию вина снизится, довольно высок.

"Приведу простой пример – те виноделы и владельцы винзаводов, которые несколько лет назад посылали в Россию окрашенную в красный алкогольную жидкость, никуда не делись...", - говорит Барисашвили.

Российское эмбарго 2006 года больно ударило по экономике Грузии, однако некоторые винные компании за этот период смогли не только выжить, но и развиваться, говорит руководитель программы виноградарства и виноделия в Аграрном университете Анна Годабрелидзе.

Вместе с тем, по словам Годабрелидзе, скорее всего, высокая доля российского рынка в грузинском винном экспорте обусловлена активностью компаний, которые были менее заметны в период запрета поставок грузинской продукции на российский рынок.

"В первую очередь сейчас главное [со стороны государства] - это контроль качества,- говорит Годаберидзе. – Но я надеюсь, что подходы самих производителей также изменились... Компаний, которые не ориентированы на краткосрочный план, в Грузии немного, но их становится больше. Такие компании, я надеюсь, не будут ориентированы лишь на российский рынок, так как это станет шагом назад для сектора в целом."

В Национальном агентстве вина говорят, что грузинские вина сегодня экспортируются более чем в 40 стран мира, и качество каждой экспортируемой партии вина проверяется.

То, что российский потребитель не забыл грузинское вино, – это хорошая новость для винного сектора Грузии, говорит Давиташвили, но, вместе с тем, как в Национальном агентстве вина, так и в самих компаниях есть понимание о необходимости диверсификации экспортных рынков.

"Мы максимально усиливаем наши маркетинговые кампании в других странах. Буквально только что был подписаны договоры с различными агентствами по маркетингу, и будем очень интенсивно рекламировать грузинское вино в Китае, в странах Прибалтики, в США, в Польше и так далее, так что это как бы балансирует тот довольно серьезный рост, который у нас есть в России", - говорит Давиташвили.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...