Издается с 2013 года по инициативе Национального Агентства вина Грузии

 

        

 

22 июня 2013

Мир. Дружба. Хванчкара

Николай Троицкий

22.06.2013. Возвращение грузинского вина на российский рынок – событие знаковое и символическое. О нем в пятницу 20 июня оповестили все отечественные информационные агентства.

Первая за семь лет партия бутылок грузинского вина была оформлена на Алабинской таможне в Московской области. Чуть раньше в направлении прилавков наших магазинов уже двинулась грузинская минеральная вода «Боржоми».

Как говорится, таможня дала добро, но еще важнее, что добро дал главный санитарный врач, шеф Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, который еще недавно выступал главным врагов и гонителем вин из закавказской республики.

Свидетельства о государственной регистрации в России получили грузинские компании: ООО «Киндзмараули марани», ООО «Винный дом Дугладзе», ООО «Алаверди», «Бадагони», «Батоно» и «Братья Асканели». Государственную регистрацию также прошли предприятия «Кахетинское традиционное виноделие», «Марнискари», «Саирме».

По мнению экспертов, возвращение грузинского вина и минеральной воды не окажет существенного влияния на российский рынок. Роспотребнадзор разрешил поставлять в Россию более 100 образцов грузинских вин и минеральной воды.

Всего Грузия может поставить в Россию до конца 2013 года минимум 10 миллионов бутылок вина, как сообщило агентство Прайм. Именно столько по подсчетам Минсельхоза Грузии составляют остатки на винодельческих предприятиях страны, сообщил президент Грузинской ассоциации сомелье, винодел Шалва Хецуриани на пресс-конференции.

«Ожидания большие, в 2014 году, по нашему интуитивному прогнозу, экспорт грузинского вина в Россию удвоится», – отметил он.

По словам Хецуриани, более 60 грузинских винодельческих компаний прошли санитарный контроль Роспотребнадзора, и к третьей проверке подготовились еще 24. На данный момент таможню проходит 300 тысяч бутылок вина и столько же бренди.

Грузинское вино будет представлено в трех ценовых сегментах – это вина по 250-350 рублей за бутылку, 350-800 рублей, и томильные, бутиковые вина дороже 800 рублей за бутылку.

Кроме того, Хецуриани сообщил, что сейчас в Грузии насчитывается около 48 тысяч гектаров виноградников, которые обеспечивают производство 150-180 миллиона бутылок. Так, с учетом внутреннего потребления (около 100 миллионов бутылок) в другие страны можно отгружать 50-80 миллионов бутылок. Более того, отметил винодел, после снятия Россией эмбарго люди стали снова сажать виноград, и можно ожидать увеличения количества виноградников

По мнению Хецуриани, введенное в 2006 году российское эмбарго повлияло на грузинское виноделие скорее положительно. «Пришлось бороться за место на новых рынках, повышая стандарты качества», – пояснил он свою позицию, напомнив, что до эмбарго Грузия экспортировала 59 миллионов бутылок, из которых 50 миллионов приходилось на Россию.

«Оставшись с рынками, где «Хванчкару» и «Киндзмараули» не знали, пришлось побороться, и в результате экспорт без поставок в Россию увеличился с 9 до 25 миллионов бутылок», – рассказал Хецуриани. Теперь более половины экспорта приходится на страны СНГ, также алкоголь поставляется в Англию, Польшу, Китай.

Рассуждения грузинского винодела о расширении экспорта грузинских вин пусть остаются на его совести. В Англии, Польше или Китае этот товар, скорее всего, будет восприниматься, как забавная экзотика. Другое дело – Россия. В нашей стране даже непьющие люди знают и помнят два этих красивых названия, которые не случайно вспомнил эксперт – «Хванчкара» и «Киндзмараули».

Эти два сорта вин были, безусловно, лучшими среди грузинских красных. Между прочим, их было не всегда легко достать даже в Тбилиси – в этом я не раз убеждался на собственном опыте. Приходилось эти вина не покупать, а доставать через уважаемых людей.

Зато потом они всякий раз становились настоящим украшением праздничного стола в Москве или в любом другом советском городе за пределами Грузии. Эти вина, как впрочем, и другие – «Ахашени», «Саперави», «Алазанская долина», «Твиши», можно долго еще перечислять – словно своего рода смазка, надежно скрепляли дружбу наших народов, прежде всего русского и грузинского. Не в пафосном, а в бытовом смысле – с длинными тостами от тамады и прочими кавказскими традициями.

И по мере исчезновения грузинских вин из России эта дружба наших народов проходила через нелегкие испытания, проверялась на разрыв. Ведь на самом деле «Хванчкара», «Киндзмараули» и другие настоящие грузинские вина фактически исчезли из магазинов российских городов гораздо раньше, чем Онищенко с Роспотребнадзором приняли официальное решение закрыть для них наш рынок.

В пресловутые девяностые годы прошлого года мы видели на прилавках только их названия, написанные на этикетках, да и то не всегда правильно. Вплоть до того, что в лавках встречался диковинный гибрид «Хванчкараули». А содержимое бутылок, как правило, не имело ни малейшего отношения ни к Грузии, ни к растущему там винограду.

Откровенно говоря, в мировой классификации вин грузинское никогда не стояло на самых высоких местах и считалось довольно средними. Тем более, что лучшие тамошние вина – полусладкие, которые изначально пользуются меньшим спросом, чем сухие. Но в Советском Союзе выбор вин был не столь широк, и грузинские выдерживали конкуренцию с крымскими, кубанскими и молдавскими аналогами.

Однако в девяностые годы ХХ века винная промышленность в Грузии развалилась. И именно этим в первую очередь, а не жульничеством торговых посредников, было вызвано изобилие фальшивок на российских прилавках.

Остались только воспоминания, порождавшие ностальгию по исчезнувшим сортам вин. И формальный запрет на продажу грузинских вин, и реальное их возвращение в наши магазины и на наши столы – символические вехи, обозначающие пик похолодания в отношениях и нарастающее потепление.

Надо только уточнить, что речь идет об отношениях между государствами. Отношения с президентом Михаилом Саакашвили отнюдь не равны отношениям с жителями Грузии. То есть – с народом, с рядовыми избирателями, которые в прошлом году в большинстве своем высказались против политики их президента.

Новый глава грузинского правительства Бидзина Иванишвили выразил деятельную готовность нормализовать отношения с Москвой. И неслучайно одним из первых реальных шагов в этом направление стала «реабилитация» грузинского вина.

В конце концов, не так уж существенно, сможет ли оно потеснить ставшие уже привычными (и, на мой взгляд, более высококачественные) чилийские, аргентинские, итальянские, испанские вина такой же ценовой категории. Это мелкие проблемы торговцев. Гораздо важнее, что данный символический акт обозначил возвращение к здравому смыслу. Президенты типа Саакашвили приходят и уходят, а грузинский народ и грузинское вино остается.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...