Издается с 2013 года по инициативе Национального Агентства вина Грузии

 

        

 

25 июня 2013

Не квевря душой

25.06.2013. Говорят, если в Кахетии воткнуть палку в землю, она «заколосится». Те же источники утверждают, что палки здесь втыкали в землю аж 8 тысяч лет назад. Из палок, знамо, вырастали виноградные лозы. И хотя от любого грузинского (да и негрузинского тоже) вина того времени самого неразборчивого сегодняшнего потребителя, наверняка, стошнило бы сразу, надо отдать должное стране, где большую часть времени ты или говоришь тосты, или придумываешь, как бы от них откреститься – во время состоявшегося только что конкурса Georgian Wine Awards 2013 вина Грузии показали себя достойно. Я не большой специалист по грузинским винам, но виноградного компота, о котором едко написал недавно в «Известиях» Мальцев, тут не было. Ну или почти не было.

Нет, нет, никакого пафоса: могу сказать это с достоверностью, так как и сам был частью жюри, которые крутили в бокалах, нюхали, пробовали и (к сожалению) сплевывали грузинские вина в количестве, приятном для москвича (образцов вин на нашей дегустации было 77). Другие члены жюри оценить это число по достоинству не могли, ибо были не местными – из США прилетела Лиза Граник, из Великобритании – Сара Эбботт, из Германии – Фелисити Картер.

Судили Грузию по системе OIV, знакомой «с детства» – каждый год на конкурсе Concours Mondial de Bruxelles таким образом мы дегустируем около 8 тысяч вин в составе жюри из приблизительно 300 человек, которые «мучаются» в течение аж трех дней. 77 вин для такой страны как Грузия – это практически ничто, зеро. Впрочем, качество большинства вин было на удивительном (для меня) уровне. О странностях системы не буду рассуждать — для меня важно лишь сказать, что оценки, по мнению жюри, давались исходя из европейских стандартов и из понимания того, что грузинские виноделы хотят получить объективную картину конкурентоспособности своих вин. Естественно, вопросы отбора участников дегустации и контроль самих сэмплов ни в коем случае не входили в нашу работу.

Есть в Грузии большая беда. В современном мире уже недостаточно сделать хорошее, качественное вино, чтобы его продать кому-то, кроме «своих». Потому что на полке магазинов таких вин тысячи. Если грузины не хотят стать вторыми испанцами, которые упорно не понимают, что же нужно их потребителям, что нужно винным блогерам, что нужно журналистам, что нужно профессионалам, приезжающим к ним в гости – для этого нужна колоссальная работа, сдвиг по фазе в ментальном плане. У вас есть свои «фишки» — древняя культура, свои сорта винограда, свои способы производства, свои мега-регионы. Научитесь их продавать и представлять людям. Спросите у них – что вы хотите, люди? И люди ответят – мы хотим четко понимать, что и как вы делаете, из какого винограда, в каких регионах и субрегионах. Мы хотим иметь гарантии, что все это сделано и разлито так, как вы утверждаете. Мы хотим, чтобы вы понимали, в чем наш интерес к вам. Чего нам не надо – это еще одного российского виноделия, которому в масштабах страны глубоко наплевать на все, кроме выручки от супермаркетных продаж. Нам не так интересен ваш мега-патриотизм и утверждения, что ваши вина – лучшие в мире. Я в восторге от грузинских танцев, национальных песен и тостов, но к вину это имеет весьма опосредованное отношение.

Похоже, что винная индустрия Грузии не совсем готова столкнуться с реальностью, которая состоит в том, что у потребителей есть выбор, что есть множество людей, которые делают вино лучше чем вы, при этом не обладая ни древней историей, ни огромными бюджетами. Я говорю это к тому, что в Грузии некоторые (не говорю, что многие) считают, что их вина должны судить специально «подготовленные» к этому люди. Мой ответ – подавляющая масса ваших потребителей в вине ничего не понимает вовсе, кроме того, нравится оно им или нет – и насколько. А это, в итоге, самое главное. Можно ли выпить бокал вашего вина, не поморщившись и не зажмурившись, вопрошая про себя – «За что мне это?». В Грузии это, безусловно, можно. Осознав это, пора двигаться дальше.

Казалось бы – за время российского эмбарго Грузия должна была «взять себя в руки», нацелиться на новые рынки, развивать винный туризм, научиться делать винные выставки на международном уровне, чтобы привлекать потенциальных импортеров или инвесторов из-за границы. Всецело открыть свою страну для взгляда снаружи, для винного взгляда. Если уж вы достигли того, что полицейские у вас не берут взяток – вообще должно быть раз плюнуть!

Но нет, пока что воз и ныне там, мышление не так просто поменять. Выставка Wine Expo Georgia проходит в Тбилиси. Летом. Вроде все должны быть готовы к нестерпимой жаре – помещение, лед, кондиционирование и прочее. Но нет, за всю выставку я, наверное, пару раз попробовал белые вина при нормальной температуре подачи – все остальное наливалось как есть – при температуре +30. Скажите, если вы хотите, чтобы ваши вина достойно оценили, вы делаете это так? Я уж молчу, что красные вина тоже надо пробовать при 18-20 градусах, в идеале. Мышление XVIII века я привык видеть в Москве – тут своего идиотизма хватает, но ладно, вино здесь вроде как инородный продукт. Но в Грузии это шокирует. Просто отношение к самим себе. Вы сами пробовали свои выдержанные в квеври белые при тридцати градусах?

Тема с квеври тоже интересная, более, чем я сейчас напишу. Сара Эбботт (кстати, не просто гражданка, а Master of Wine) схватилась за голову в буквальном смысле, когда ей сказали, что в Грузии есть люди, всерьез полагающие, что квеври-вина должны стать главным экспортируемым продуктом страны. Я ничего плохого про эту технологию сказать не хочу, очень даже аутентично, и мы попробовали с двадцать приличных белых и красных квеври-вин, но сколько мы вкусили никуда не годных, разбалансированных, с дефектами, бестельных и водянистых, с зашкаливающими танинами или, наоборот, уже мертвых? Несмотря на тысячелетия виноделия, стабильного результата пока нет. Смиритесь с этим, оттачивайте технологию, пусть это будет тайное оружие, извлекаемое по особым поводам, еще один увлекательный момент. Но не все виноделие! Делайте ставку на то, что хорошо получается в гораздо больших масштабах – на сухие красные и белые, на известные полусладкие. Это огромная группа вин, которым можно присуждать медали и которые могут побеждать и конкурировать не только за российского потребителя.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...