Издается с 2013 года по инициативе Национального Агентства вина Грузии

 

        

 

19 июня 2013

Шалва Хецуриани: «Добро пожаловать в Новую Грузию»

19.06.2013. Президент Грузинской Ассоциации сомелье на протяжении многих лет сам является виноделом и потому имеет все основания говорить от имени винодельческой отрасли в целом. Шалва рассказал о новой винной Грузии, системе контроля, законодательстве, стилях вин и положительных последствиях российского эмбарго.

Что представляет собой винное законодательство современной Грузии?

Шалва Хецуриани: Первые грузинские апеласьоны появились еще в XIX веке. В их числе Цинандали (имение князя Чавчавадзе, тестя русского поэта Грибоедова) - 1886 год, Гурджаани (это сердце «грузинского Бордо» - главного винодельческого региона Кахети) - 1887 год, Мукузани (один из самых маленьких и один из самых лучших для Саперави) - 1888 год, Телиани (единственное место в Кахети, где разведение Каберне Совиньона не вызвало отторжения местных виноделов, настолько превосходные результаты показал этот сорт в купажах с Саперави) - 1897 и т.д.

В советское время эта система продолжала развиваться. Чего стоит тот факт, что в самый разгар войны в 1942 году был зарегистрирован Киндзмараули - один из самых известных ныне апеласьонов. Конечно, во время «развитого социализма» вместе со всей страной кризис переживало и соблюдение винного законодательства в Грузии. После развала СССР мы столкнулись с масштабной фальсификацией. Только 20% вин, продаваемых с грузинским названием производились в самой Грузии. Остальные производились где угодно и как угодно: в России, Румынии, Болгарии и других странах.

Ситуация начала меняться после революции роз. Грузия училась жить более правильно. Сегодня мы имеем уровень коррупции, наверно, один из самых низких в Европе, законопослушность перестала быть экзотикой. Такая общая картина не могла не повлиять на ситуацию и винном законодательстве страны.

Развивается ли система апелласьонов в Грузии сегодня? Если - да, то в каком направлении идет работа?

Ш.Х.: Последние апелласьоны (по грузински выражение «название, контролируемое по происхождению» звучит как AD - Adgilwarmoshobis Dasaxeleba) в Грузии были созданы в 70-80 годах прошлого столетия. С тех пор у нас существует классическая «пирамида» с винами столовыми, региональными и AD. В последнее время некоторые производители, показывая замечательные результаты в работе, поднимают вопрос о выделении иных участков в отдельные AD (например, Kondoli), либо в субапелласьоны внутри существующих AD, (так называемые AD plus). На этот статус претендуют, например, Tsarapi и Akhoebi в AD Kardanakhi. На самом деле, эти так называемые AD plus известны многим любителям вина в Грузии. Более того, они описаны в литературе. Я уверен, что не за горами то время, когда их официально признают и юридически оформят.

Вы правильно сказали, что фальсификацией занимались не только в Грузии и России, но также в некоторых странах Европы. Несколько лет назад я сам видел, как на одном очень известном заводе в Болгарии разливали белый винный напиток «Киндзмараули», предназначенный для стран Прибалтики. Какие действия предпринимаются в отношении такого рода производителей?

Ш.Х.: Грузии удалось договориться со странами Евросоюза о признании наших наименований, поэтому там производство вин с использованием грузинских названий прекратилось. Касательно других стран сделать это, наверное, будет посложнее. Даже если удастся договориться, осуществление контроля будет непростым делом - тут вся надежда на местные власти.

Вернемся в Грузию. Сегодня уже никто не отрицает, что у Роспотребнадзора имелись серьезные основания для введения эмбарго. Какие меры предприняли грузинские власти для борьбы экспортом некачественной продукции?

Ш.Х.: Касательно эмбарго повторюсь - главная фальсификация грузинских вин осуществлялась не на территории Грузии. В последние годы в Грузии была проведена паспортизация виноградников. Каждый участок получил свои идентификационные данные, которые помогают при контроле за количеством винограда и вина, которые можно с них произвести. Перед сбором урожая производитель обязан проинформировать Национальное Агентство Вина (это департамент Министерства сельского хозяйства, который занимается регулированием отрасли, бывший «Самтрест») о планах по сбору урожая, с указанием данных виноградников.

Этот процесс предельно формализован. Есть специальные бланки, куда заносится соответствующая информация. Правильность задекларированных данных проверяется инспекторами Агентства на разных этапах - в момент сбора урожая, ферментации, розлива.

Создана единая база данных учета всего произведенного в стране вина и его передвижения по территории станы и за ее пределы (это немного похоже на российскую ЕГАИС, хотя больше ориентировано на этап производства).

Чтобы экспортировать вино из Грузии необходимо получить сертификат соответствия от Агентства. Для получения сертификата в Агентство нужно предоставить два документа: протокол испытаний сертифицированной лаборатории и акт дегустации Государственной Дегустационной Комиссии. Несмотря на то, уровень доверия к сертифицированным лабораториям очень высок (ни одного случая сговора или коррупции за последние годы не выявлено), Агентство методом случайной выборки регулярно перепроверяет протоколы лабораторий. На дегустацию для органолептической оценки образцы отбираются самой комиссией из партии, уже розлитой для экспорта, так что вероятность отправки производителем на дегустацию «правильных» образцов исключается.

Членами комиссии являются все действующие энологи страны (всего около сорока человек), которые методом ротации принимают участие в дегустациях. Никто не знает, когда и какие именно вина будет пробовать.

После предоставления этих двух документов в Агентство проверяется наличие заявленного объема вина у предприятия в единой базе данных, и если все данные совпадают, то выдается сертификат. После того, как вино пересекло таможенную территорию Грузии, соответствующее количество списывается с карточки предприятия.

Конечно, нельзя утверждать, что эта система контроля абсолютно совершенна. Таковую, наверное, трудно сыскать и в других, более развитых винных державах. Но, как мне кажется, она дает основание надеяться на появление Новой Винной Грузии, такой знакомой российскому потребителю, но и такой новой с точки зрения стилей, энологического опыта, производителей . За последние годы выросло целое поколение виноделов, которые имеют современное образование и большой опыт работы за рубежом. В Грузии уже после введения эмбарго появилось немало новых предприятий, продукция которых еще неизвестна россиянам.

Как Президент Грузинской Ассоциации сомелье, винодел и сын своей страны, я надеюсь, что эта новая Грузия будет тепло принята российским потребителем, несмотря на все драматические сложности во взаимоотношениях наших государств.

Несколько слов о новых стилях вина. Чего следует ожидать российскому потребителю от современного грузинского виноделия?

Ш.Х.: Конечно, винная Грузия сильно изменилась с 2006 года. Чтобы понять в какую сторону, сначала предлагаю посмотреть на страну в целом. Это может показаться почти невероятным, но в Грузии практически побеждена коррупция, уничтожен печально знаменитый институт «воров в законе». Органы государственной власти скорее похожи на сервисные организации, где все поголовно прошли тренинги «сервис плюс» и ориентированы на помощь гражданам. Например, чтобы зарегистрировать компанию, заявителю потребуется примерно десять минут и немногим менее ста долларов. Паспорт делается за десять минут, да и права тоже. За попытку дать взятку полицейскому или любому другому должностному лицу грозит реальный тюремный срок: «интуристам», особенно из кавказского региона пограничники выдают памятки с соответствующим предупреждением, вместе с бутыточкой саперави (это подарок всем иностранным гражданам). Добро пожаловать в Новую Грузию!

Что же с самим вином? Можно условно определить следующие стили в современной винной Грузии:

«Красная сухая Грузия» - главным образом на основе Саперави. Возможно, самое перспективное направление. Красные вина получают широкое признание на мировой арене, берут много наград на престижных конкурсах. Говорить об этом стиле, равно как и других в маленькой заметке наверно не получится - это тема нескольких статей.

«Сладкая Грузия» - это наши знаменитые полусладкие вина Хванчкара, Киндзмараули, Твиши, Оджалеши, Ахашени, хорошо известные на постсоветском пространстве. Конечно, это как бы «советский вкус», но мне кажется, что данный стиль нужно сохранить до тех пор, пока на него есть спрос. Однако, с другой стороны, в последнее время я пробую такие образцы, что мне кажется, у этих вин скоро найдутся и новые почитатели.

Вина квеври - уже все знают сегодня, что это белые вина с продолжительной постферментационной мацерацией в глиняных амфорах, вкопанных в землю. Густые, тельные и танинные, они отлично подходят под мясо. В Кахетии, где собственно и был придуман этот способ, вина квеври непременно подают под шашлыки. Метод, да и сама философия квеври, может оказаться той «фишкой», которая своей уникальностью способна привлечь внимание мирового рынка к Грузии в целом. Наряду с хорошим маркетинговым подспорьем в виде story «Грузия - родина лозы», или «Грузия - колыбель вина»: многие международные критики и эксперты уже давно сходятся во мнении, что скорее всего именно на территории современной Грузии и родилась лоза.

Ну и конечно, «белая сухая Грузия». Почему, конечно? Потому эти вина - главные на грузинской супре (застолье): грузины в основном пьют белые сухие вина (в Кахетии больше вина квеври), меньше красные сухие и совсем мало - полусладкие красные. В белой сухой Грузии много достойных образцов, таких как один из старейших кахетинских апеласьонов Цинандали, одно из лучших белых кахетинских Манави и т.д...

Касательно же класса вин, то сегодня грузинские вина хорошего качества могут быть как в «коммерческом» сегменте (около 2 - 3 долларов за бутылку), так и в среднем и высоком. Средний сегмент (2,5-6 долларов) это вся основная Грузия: Цинандали, Мукузани, Хванчкара, Киндзмараули и др. Высокая линейка - это продукция микровиноделен, фамильных предприятий (как Вашего покорного слуги), работающих с микроапеласьонами, либо с редкими сортами.

Недавно с владельцем одной крупной российской компании-импортера в эфире Грузинского общественного телевидения мы делали сравнительную дегустации вин примерно одного ценового уровня из Грузии, Франции, Италии и Чили. Участвовал и один международный эксперт. Я был очень рад, что по нашему единогласному признанию, это были вина примерно одного класса, хотя и разные по стилю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...